rss

Безопасность работ на крыше

Опубликовано: 8.05.2012 Рубрика: Безопасность, Строительство
Просмотров: 4 000
Безопасность работ на крыше

Безопасность работ на крыше

Чтобы работы на крыше были безопасными, необходимо не только использовать специальные средства защиты от падения, но и применять эти средства правильно. Как это правильно делать, рассказывает профессиональный строитель с многолетним стажем.

 

 

Я выступаю генеральным подрядчиком при выполнении работ на высоте уже без малого 15 лет. Моя практика убедила меня в необходимости неукоснительного исполнения специфических требований техники безопасности при этой работе. Статистика несчастных случаев среди строительных рабочих в этой области удручающая. Например, в стране в 1995 году 115 тысяч строительных рабочих получили травмы и 158 человек погибли в результате падения с высоты.

Но многие до сих пор пренебрегают собственной безопасностью. Один из моих друзей рассказывает, что однажды по пути на работу специально остановился, чтобы понаблюдать, как бригада кровельщиков взбирается на крутую (45°) крышу двухэтажного дома по одной единственной приставной лестнице. Никаких следов строительных лесов и смонтированных на крыше каких-либо специальных устройств для передвижения по крутым скатам он не заметил. Особенно его внимание привлекли две мягких подушки из пенорезины, которые каждый работник поднимал с собой на крышу. Назначение этих подушек стало ясно после того, как кровельщики приступили к работе, опираясь на них коленями. Более того, они перемещались с одной подушки на другую по мере того, как ряды кровельной плитки поднимались вверх. Хотя столь вопиющие нарушения встречаются нечасто, однако при проведении строительных работ их по-прежнему хоть отбавляй.

Эта история напомнила мне, что правила техники безопасности не всегда соблюдались должным образом и в работах, которыми я руководил, в чём есть толика и моей вины. Несмотря на то, что мы используем стандартные средства для защиты от падений, такие, например, как строительные леса, поручни на люльках и временные щиты-настилы над лестничными и дымоходными проёмами в перекрытиях, я всё же стал приобретать индивидуальные средства защиты от падения как для себя самого, так и для своих работников.

Я испытал опоясывающие туловище рабочего страховочные привязи и стропы, а также карабины, с помощью которых люди пристёгиваются при выполнении высотных работ в строительстве. Некоторыми типами средств защиты пользоваться проще, чем другими, да и качество у них разное. Несмотря на то, что различия в цене средств защиты самого низкого и наиболее высокого качества могут оказаться весьма значительными, на мой взгляд, себя оправдывают высокие затраты, поскольку здоровье и сама жизнь дороже всего.

Многие компании, специализирующиеся на кровельных работах, в соответствии с существующими правилами приобретают страховочные приспособления. Эти средства защиты, собираемые вместе в различных сочетаниях получили наименование индивидуальных систем предотвращения падения (ИСПП).

Системы предотвращения падения

Блокирующее устройство с пружинным механизмом, позволяющим вытягивать и сматывать страховочный канат

Системы предотвращения падения

Система с блокирующим устройством ползункового типа

Генеральные подрядчики, фирмы, осуществляющие реконструкцию, каркасные и ряд других работ на высоте, должны обеспечивать соблюдение существующих правил. Большинство этих правил отнюдь не новы. Многие из них действуют уже без малого половину века. Те, кто занят в строительной отросли, в курсе того, что падения представляют собой основную причину серьёзных травм и гибели людей. И пересмотр старых правил безопасности был поэтому произведён при непосредственном участии и поддержке профсоюзов плотников и кровельщиков.

Системы предотвращения падения

Смонтированное на крыше страховочное анкерное крепление, плотно прилегающая к туловищу привязь и надёжный страховочный строп позволяют кровельщику сосредоточиться исключительно на работе

 

 

Новые правила защиты охватывают не только одни лишь средства предотвращения падения. За рамками данной статьи остаются и многие другие возможности предотвращения падений, такие, например, как требование обязательного обучения приёмам безопасной работы на высоте.

Правила защиты от падения в строительной отрасли касаются каждого, кто работает на высоте. В соответствии с ними на любом этапе возведения жилого дома там, где люди работают на высоте более 1,8 м, требуется использовать средства защиты. Работники должны быть защищены от падения поручнями, сетками безопасности или же с помощью индивидуальных средств предотвращения падения (ИСПП). Работа, выполняемая с приставных лестниц, строительных лесов и люлек подпадает под специальные правила техники безопасности. Но поручни и системы сеток безопасности не предназначены для наклонных крыш или же конструкций с деревянным каркасом. Строители жилых зданий должны работать, используя пояса безопасности, страховочные привязи (с поясом или без), стропы с карабинами для присоединения к гибким анкерным линиям из канатов и временным точечным анкерным креплениям на крыше, которые и составляют индивидуальную систему предотвращения падения. Изготовители этих систем обеспечивают комплекты инструкциями по их монтажу и контролю их прочности, а также указаниями по безопасному использованию компонентов системы, по уходу и техническому обслуживанию. Эти инструкции необходимо знать каждому, кто пользуется средствами защиты.

Безопасность работ на крыше начинается с надёжного крепления страховочных средств. Наглядной иллюстрацией того, сколь ответственно крепление страховочного каната, может служить казус, реально произошедший на стройке. Члены бригады трудились на крыше. Они прикрепили страховочные стропы к поясам и перекинули их через конёк крыши на противоположную сторону дома, где стоял на земле молодой рабочий. Неопытный юнец прикрепил стропы к ближайшему неподвижному предмету, коим оказался бампер легковой автомашины. Члены бригады приступили к работе, не думая более о своей безопасности. Но владелец автомашины, в спешке не обратив внимания на страховочные канаты, тронулся с места.

Монтируемые на крыше страховочные крепления, которые безусловно являют собой шаг вперёд по сравнению с бамперами автомобилей, надёжно устанавливают на самой высокой части стропильной ноги либо на коньковой балке сечением не менее 100×50 мм. Точки крепления канатов отдельных анкерных линий страховки разносят на расстояние порядка 2,4…3,0 м, а со стороны торца здания — на 1,8…2,4 м друг от друга. Такой интервал требуется для того, чтобы избежать ситуации, которую называют падением с раскачиванием или «эффектом маятника». Работая на высоте, человек должен находиться в пределах дуги ±30° от вертикали с той или другой стороны от крепёжной точки. При этом длина страховочной стропы не должна быть более 2 м.

Различные типы монтируемых на  крыше страховочных креплений

Универсальные и не нарушающие целостность кровли страховочные двухточечные крепления. Установка двухточечного крепления на скате крыши

Различные типы монтируемых на  крыше страховочных креплений

Анкер-скоба, установка которой сопряжена со сверлением настила крыши и требует доступа на чердак (вверху). Крепление винтовым анкером к коньковой балке, либо к стропильной ноге. Оно требуют просверливания отверстия в настиле крыши (внизу)

Для многих устройств крепления обязательным условием их применения служит наличие на крыше настила или прочной обрешётки по стропилам, что помогает перераспределить нагрузки на другие стропильные ноги. Существуют крепления с двумя прихватами, охватывающими коньковую балку с двух сторон по скатам. Оговорено даже число шурупов, гвоздей или же глухарей, обеспечивающих прочность крепления. Присоединяют устройство к стропильным ногам и сквозь настил, но не к самому настилу.

Системы предотвращения падения

Чтобы крепление к крыше было надёжным, можно использовать анкер с резьбой. На него сверху надевают стальную шайбу, которую затягивают большой барашковой гайкой

Некоторые типы монтируемых на крыше креплений можно устанавливать и при отсутствии настила, но при условии, что соседние стропильные ноги над и под местом установки крепления соединяют досками толщиной не менее 50 мм. Одну из них прибивают к верхней части стропильных ног (возле коньковой балки), а вторую — внизу стропильных ног ниже монтируемых на крыше креплений. Этим обеспечивается надёжность присоединения страховочной оснастки.

Надёжный анкер крепления присоединяют к стропильной ноге

Для установки анкера на крыше удаляют часть мягкой кровли и просверливают отверстие в обшивке с тем, чтобы просунуть его сквозь кровлю рядом со стропильной ногой

Надёжный анкер крепления присоединяют к стропильной ноге

Г-образный конец анкера прикрепляют снизу к стропильной ноге с помощью металлической скобы

 

 

 

Что касается лично меня, то я бы не стал монтировать эти устройства до тех пор, пока не будут установлены все стропильные ноги, обрешётка или обшивка, то есть когда система крыши не станет устойчивой настолько, что к ней могли бы надёжно прикрепляться системы страховки работников. Все монтируемые на крыше страховочные крепления необходимо проверить, смогут ли они выдержать нагрузку в 2 т. Нельзя забывать, что каждый анкерный узел предназначен для одного рабочего.

 

Канаты, используемые в страховочных системах при кровельных работах

ИСПП может включать различные типы страховочных элементов. Каждый из них удержит рабочего в случае падения. Страховку присоединяют непосредственно к монтируемому на крыше анкерному креплению.

Более простая и дешёвая система, как правило, имеет в своём составе гибкую анкерную линию из синтетического каната длиной от 9 до 30 м и толщиной от 15,6 до 18,75 мм. Самые дешёвые из этих канатов — полипропиленовые. Наиболее долговечные и дорогостоящие страховочные канаты поверх скрученной основной части имеют наружную оплётку и стоят они при такой же длине намного больше. Я обычно выбираю более качественный плетёный канат. Кручёный из трёх прядей нейлоновый страховочный канат, у которого на одном из концов сделана плетёная петля, а на другом прикреплён карабин. Аналогичный канат из полиэстера — дороже.

Канаты, используемые в страховочных системах

Канат из полипропилена дёшев и прочен, хотя во время работы он может, перекрутившись, создать определённые проблемы

Гибкую анкерную канатную линию страховки прикрепляют к крепёжному анкеру с помощью самозапирающегося карабина. Всевозможные незапирающиеся крюки, а также крепёжные изделия, запирание и отпирание которых производится простым нажатием, после 1997 г. запрещены. Поэтому большинство производителей выпускают крюки и карабины, для отпирания которых требуются два отдельных действия и на них не влияет случайная закрутка страховочного каната, приводившая к отпиранию крюка старого образца.

Противовес практически любого типа на неприкреплённом нижнем конце анкерной линии обеспечивает натяжение каната и позволяет работнику легко перемещать по нему ползун вместе со страховочным стропом вверх и вниз. С помощью блокирующего устройства ползункового типа, изготовленного из нержавеющей стали, идущий от страховочной привязи строп прикрепляется к страховочному канату анкерной линии.

Канаты, используемые в страховочных системах

Канат из полиэстера с поверхностной оплёткой обойдётся значительно дороже, однако он будет надёжно служить более продолжительное время, чем дешёвый из полипропилена

Я отдаю предпочтение блокирующему устройству, производимому канадской фирмой. Оно довольно сложное и дорого стоит, но очень удобно в эксплуатации. Чтобы спуститься ниже, работник переводит рычаг стопорного механизма этого устройства в позицию отключения эксцентрикового запора. В случае резкого перемещения механизм захватит канат и предотвратит падение работника. Такое устройство примерно в два раза дороже обычного захвата.

 

Страховочные привязи при кровельных работах

Комплект страховочной привязи с набедренными и наплечными лямками имеет одно или несколько О-образных колец-креплений для присоединения к ним строп. В продаже имеются многочисленные модели всех размеров. Их регулировку (подгонку) осуществляет сам работник с помощью фрикционных пряжек парашютного типа на лямках.

Благодаря широким возможностям регулировки некоторые производители считают возможным выпускать только один универсальный размер. О-образное кольцо чаще всего расположено на привязи сзади — между лопатками работника. Подобно всем остальным страховочным компонентам кольцо рассчитано на номинальную нагрузку до 2 т. Лямки вокруг бёдер регулируют так, чтобы они располагались ниже ягодиц. Правильной регулировкой ударная нагрузка (рывок) вследствие падения распределяется равномерно, не приводя к травмам.

 

Устройство и длина страховочного стропа

Строп, с помощью которого надетая на рабочего привязь соединяется с блокирующим устройством на анкерной линии, изготавливают из полиамида в виде прочной тонкой ленты или каната. Поступают они в продажу как со встроенным амортизатором, так и без него. Стропы покрывают тефлоном, отталкивающим воду, нефтепродукты и грязь, что увеличивает срок службы изделия.

В каждом комплекте оснащения, который я испытал, строп был прикреплён к блокирующему ползуну на предприятии-изготовителе. Это означает, что пользователям, чтобы пристегнуться к привязи, необходимо дотянуться до О-образного кольца на спине. Конструкция подобного рода вызывает определённое неудобство, особенно если вы работаете в перчатках. Да и чтобы сцепить или же расцепить карабин с предохранителем двойного запирания, требуются две отдельные манипуляции с замком.

На мой взгляд, наиболее удобно сочетание короткого стропа, прикреплённого к ползуну анкерной линии, с амортизатором длиной 30 см, который также присоединён к ремню безопасности на предприятии-изготовителе. Оба они легко сцепляются между собой, при этом нет необходимости дотягиваться до спины. Для себя я нахожу наиболее удобным строп длиной от 45 до 60 см, так как в случае большей длины (до 90 см), чтобы дотянуться до ползуна на анкерной линии и справиться с ним, вам потребуется сделать шаг вверх по наклонной плоскости.

Обращаю внимание на то, что в продаже имеются системы защиты, выпускаемые со стропами длиной 1,8 м. Они соответствуют требованиям стандартов прочности и удобны при работе на ограниченном участке возле смонтированного на крыше анкерного крепления при таких работах, как, например, разделка швов кладки дымохода. Если участок работы расположен от края площадки менее чем в 1,8 м, то строп обязательно должен иметь амортизатор.

Сотрудник компании, продающей страховочные средства, предупреждает подрядчиков, которые хотят быстро наладить работу в соответствии с требованиями, о том, что большинство работников не умеют правильно пользоваться системами с блокирующим устройством ползункового типа. По его словам многие устанавливают устройство возле конька крыши, затем спускаются к её свесу и во время работы перемещаются вниз по скату, не регулируя ползун. При подобной практике человек при падении может скатиться вниз на чрезмерно большую длину стропа, что может привести к серьёзным травмам. Иными словами, это опасно. Вот почему строп должен быть не длиннее 1,8 м, а лучше — не более 90 см.

 

Блокирующие устройства с вытяжным тросом

Подобное устройство очень удобно, но чрезвычайно дорого. Оно представляет собой корпус из стали или высокопрочного (рассчитанного на высокую ударную нагрузку) пластика, в котором размещены 30 м тонкого троса. В тот момент, когда работник приближается или же удаляется от анкерного крепления с блокирующим устройством этого типа, трос вытягивается или втягивается в корпус. Внутри корпуса кроме пружины имеется механизм, следящий за скоростью движения троса. Блокирующее устройство моментально срабатывает при резком увеличении скорости выхода троса и предотвращает падение человека и его возможное травмирование.

Блокирующие устройства с вытяжным тросом

Крепление короткого страховочного стропа, соединяющего надетую на человека привязь с основной гибкой анкерной линией, осуществляется блокирующим узлом ползункового типа. Он изготовлен из нержавеющей стали. Чтобы переместиться выше или ниже по скату крыши, кровельщику достаточно держать нажатой ручку запирающего механизма, в результате чего ползун разблокируется. Если же скорость перемещения будет чрезмерно большой, то механизм захватит канат анкерной линии и предотвратит падение работника

Из-за значительного веса блокирующее устройство крепят непосредственно к анкеру в крепёжной точке. Карабин или же крюк на конце каната пристёгивают к страховочной привязи. Важно выбрать такое блокирующее устройство, которое рассчитано на работу в условиях наклонной плоскости, поскольку некоторые из них предназначены только для работы, требующей перемещения по вертикали. Устройство с длиной троса 15 м и с большим карабином стоит довольно дорого. У более дешёвого варианта этого устройства с кожухом из термопластика вместо троса используют синтетическую ленту длиной 6 м и шириной 2,5 см.

Страховочный комплект, которым вы пользуетесь, должен соответствовать специфике вашей профессиональной работы. Как молоток, используемый кровельщиком, отличается от молотка, которым пользуется столяр, компоненты индивидуальных систем предотвращения падения для лиц разных профессий также отличаются между собой. Кровельщики, как правило, более подвижны на крыше, чем плотники. И несмотря на то, что блокирующие устройства с вытяжным тросом стоят дороже других страховочных систем, они при кровельных работах удобнее и быстро себя окупают, повышая производительность труда.

Системы предотвращения падения

Зацепить строп за О-образное кольцо, расположенное на привязи между лопатками работника, очень неудобно. Есть более эффективный способ, заключающийся в том, что вместо кольца к привязи на предприятии- изготовителе прикрепляют ленточный амортизатор длиной 30 см. В этом случае пристёгиваться к стропу будет удобно

Пользоваться поясными ремнями на крыше запрещено, за исключением крыш с пологим скатом (таким, например, как скат 4:12 или более пологий), поскольку падение в поясном ремне может вызвать серьёзную травму позвоночника. По этой причине сегодня кровельщики стали пользоваться исключительно страховочными привязями с наплечными и набедренными лямками. Плотники проводят на крыше меньше времени, а при укладке на крыше настила под кровлю им не требуется перемещаться в горизонтальном или вертикальном направлении столь же быстро и часто, как кровельщикам. И всё же более опытные плотники всё чаще используют устройство с вытяжным тросом, благодаря чему у них под ногами не будет болтаться строп, мешающий передвижению.

Соблюдать правила техники безопасности выгоднее в любом случае, чем работать, пренебрегая ими. Время, затрачиваемое на монтаж, использование и разборку ИСПП, удорожает работу и может сделать подрядчика менее конкурентоспособным по сравнению с теми бригадами, которые не соблюдают правил. Однако те строители, которые первыми вооружились средствами безопасной работы, с точки зрения конкурентоспособности в скором времени непременно окажутся в более выигрышном положении.

Даже мелкие несчастные случаи могут нарушить нормальный ритм работы и привести к затратам времени и финансовых ресурсов для обучения тех работников, которые должны будут заменить выбивших. Если на рабочем месте трудится только один человек, то он, безусловно, будет чувствовать себя гораздо безопаснее, если использует одну из страховочных систем, и работа будет выполнена гораздо легче и быстрее, поскольку его мысли не будут сосредоточены на том, как избежать падения.

 
 
 
 
 

Что бы еще почитать?


  Поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях


  Подпишитесь на e-mail рассылку о новых статьях


  Вы можете оставить свой комментарий

Поделитесь своим мнением, что Вы думаете о прочитанном?
Если Вам не понравилась статья, напишите в комментариях причину.
Возможно Вы заметили ошибку или у Вас появились вопросы, напишите об этом.
Только зная Ваше мнение, можно будет улучшить и дополнить статью.

Ваш комментарий появится только после проверки модератором.

Популярные статьи

10 мифов о каркасных домах 10 мифов о каркасных домах

Просмотров: 23 317

Поиск по меткам